Пульс города, выпуск №2
В последние годы в России формируется новая городская реальность: бывшие заводы, фабрики и промзоны, пространства, долгое время остававшиеся вне городской жизни
и экономики, обретают новую судьбу.
Они становятся пространствами культуры, точками притяжения, креативными центрами
и лабораториями городской жизни.
Тренд на переосмысление промышленных территорий
и превращение бывших заводов и фабрик в креативные арт-пространства уже давно получил устойчивое развитие в России —  и продолжает набирать обороты.
Если раньше такие проекты были скорее единичными экспериментами в столицах, то сегодня они охватывают всё больше городов и регионов, становясь важной частью городской культурной инфраструктуры. Эта трансформация — не просто про архитектуру, а про создание новых смыслов, точек роста для локального сообщества, туризма и экономики.
Как вы определяете, стоит ли сохранять промышленное наследие
или радикально переосмысливать территорию? Есть ли для вас «красные линии», которые нельзя пересекать при редевелопменте?
Всё зависит от конкретной промзоны. Универсального ответа здесь нет.
Одна из ключевых задач — правильно распознать ценность промышленной архитектуры, и это, поверьте, совсем
не просто
Какие «подводные камни»
при адаптации промзон
под современное использование?
В первую очередь — экологическая безопасность. Некоторые территории могут быть загрязнены в результате прежнего промышленного использования — особенно, если речь о токсичных или радиоактивных производствах. И здесь обязательно нужны профессиональные исследования, лабораторные анализы, работа специальных комиссий. Радиоактивные следы, например, могут неожиданно обнаружиться даже в самых, казалось бы, «безобидных» бывших цехах. Второй важный аспект —транспортная доступность. Многие промышленные зоны исторически изолированы от пешеходных и общественных потоков. Но интересно, что иногда именно это становится точкой роста.
Если мы говорим о мануфактурных зданиях XIX века из кирпича — тут всё ясно: они давно признаны частью культурного наследия. А вот с постройками XX века, особенно 1970–80-х годов, всё сложнее. В нашей профессиональной и общественной среде по-прежнему нет единого понимания ценности архитектуры модернизма.
Это остаётся открытым вопросом. Поэтому каждый случай требует индивидуального подхода. Что за здание? Что за территория?
Какова её история и потенциал? Иногда «серое» промышленное сооружение может оказаться невероятно выразительным, если его правильно прочитать и раскрыть.
Для архитектора промышленные объекты — это особый мир. В них есть скрытая энергия, драматургия пространства, необъяснимая притягательность. Посмотрите, например, на Новую Голландию в Санкт-Петербурге или ГЭС2 в Москве. Это здания из совершенно разных эпох, но обе реконструкции выполнены так, что они превратились в удивительно притягательные, почти магические пространства. Именно элемент неожиданности, поворот планировки, неожиданный ракурс, масштаб, свет — всё это промышленная архитектура даёт с избытком. И если появляется возможность сохранить и раскрыть эту непредсказуемость —
за неё точно стоит бороться.
Архитектор, дизайнер, сооснователь архитектурного бюро Megabudka
Там, где когда-то гремели станки и пахло машинным маслом, сегодня проходят выставки, концерты, театральные постановки, открываются арт-резиденции и мастерские.
С 2021 года в России действует государственная программа по созданию креативных кластеров на месте промышленных зон — она охватила десятки регионов и стала импульсом для системного преобразования индустриальных территорий.
Какие тренды будут определять редевелопмент
в ближайшие 10 лет?
Есть ли проекты, в России или за рубежом, которые вас вдохновляют?
А есть у вас личные любимые проекты редевелопмента?
Сегодня один из главных трендов —
это всесезонные общественные пространства. Но сразу скажу:
я стараюсь отговаривать людей думать категориями «трендов» — они уместны
в моде, где цикл составляет сезон,
а в архитектуре он длится десятилетиями.
Людям важно иметь места, где можно проводить время, встречаться, общаться, быть среди других. Это могут быть коворкинги, которые, кстати, остаются актуальными уже больше 15 лет, галереи современного искусства, арт-пространства. Причём важно внедрять искусство в самые неожиданные точки притяжения — например, в кафе. Потому что современное искусство стимулирует креативность. В отличие от классики,
оно вызывает мысль:
Раньше мы смотрели на зарубежный опыт как на ориентир. Но сегодня Россия уже встроилась в глобальное креативное движение. У нас очень высокая культурная планка, мы быстро набрали темп. Примеры вроде ГЭС-2, «Гаража» в Парке Горького —
это уже наша история. Я недавно путешествовал по Франции, Италии, специально заходил в креативные пространства. Очень многие из них размещаются в бывших индустриальных зданиях — например, в Турине на старом заводе Фиат. Это целый кластер: наверху — бывшая гоночная трасса, теперь арт-объект с видом на парк, над ней — галерея. Да, это впечатляет. Но такие примеры уже есть
и у нас. Так что нам нужно не заимствовать, а развивать свой собственный опыт. Не терять темпа. Превращать старые заводы
в пространства для современного творчества, не теряя их историческую аутентичность. «Гараж» — отличный пример: он сохранил мозаики прошлого, и в этом его сила.
Конечно. Например, ГЭС-2 — это абсолютный топ. Также мне очень близки пространства, где искусство интегрировано в городскую жизнь — даже на окраинах. Галерея, ресторан, детская площадка — всё может быть частью креативного кластера. Возьмём, к примеру, московский «Центр Зотов». Там — выставки, кинопоказы, магазины, рестораны. Такой симбиоз функций создаёт живую, гибкую и привлекательную среду. Это не просто площадка, а точка социального притяжения.Вообще, архитектура и дизайн — это мощные двигатели общественного развития. Они быстрее других дисциплин вовлекают людей, создают визуальный контакт, вызывают эмоции. Даже самый закрытый человек, оказавшись в творческой атмосфере, начинает раскрываться. В этом и есть настоящая сила среды.
Это запускает процессы творческого мышления, которого сегодня очень
не хватает
Artplay, источник: https://unsplash.com/photos/buildings-with-distinct-architecture-stand-together-mlP5zZd6ct0
Посмотрите на кейс ArtPlay в Москве. Когда он только начинался, пешеходной доступности к этому месту почти не было — казалось, что это серьёзное ограничение. Но со временем удалось организовать маршруты, обустроить подходы, найти новые связи с городом. Сейчас это не просто решённая проблема — это один из факторов успеха территории. В таких случаях редевелопмент играет не только архитектурную, но и градостроительную роль: он запускает изменения на уровне района. Люди приходят, требуют комфорта, безопасности, инфраструктуры — и это формирует новый запрос. В результате на таких территориях можно развивать жильё, офисы, культурные пространства уже совершенно иного уровня.
В ваших проектах часто сочетаются исторический контекст и современный функционал. Как вы находите баланс между уважением к прошлому
и актуальными запросами горожан?
Если говорить о вашем личном опыте: какие проекты редевелопмента стали для вас особенно ценными? 
То есть вы учитываете мнение жителей при редевелопменте?
Если бы у вас был карт-бланш
на преобразование любой промзоны
в мире, что бы вы выбрали?
Есть ли у вас заветная мечта?
Да, по сути мы соединяем идентичность
с актуальным использованием. И это сегодня крайне востребовано. После периода господства интернационального стиля
в архитектуре снова возник мощный запрос на локальную идентичность —
и не только в России в целом,
но и на уровне регионов.
Таких проектов несколько. Один из ярких примеров — это Овская набережная
и Ярмарочная площадь. Мы выиграли конкурс на эту территорию, которая раньше представляла собой просто неосвоенную зону с парковкой. Сейчас там — общественное пространство с живой, положительной средой.
Самое важное, что я вынес из этого проекта:
Обязательно. Это не просто важно —
это определяющее. Особенно когда речь идёт о проектах, которые затрагивают большую часть города. Вот, например, фабрика в Балашихе — она делит город буквально на две части. Но при правильном подходе, с учётом мнений жителей, из неё можно сделать настоящий центр. В каком-то смысле — замок, старый город. Это сложная задача, но она выполнима. Я работал с этой территорией, изучал её, и уверен: такие пространства — это шанс для города раскрыть себя с новой стороны, не забывая при этом свою историю.
Знаете, у меня давно есть мечта —
и, пожалуй, она не столько про промзоны, сколько про Москву в целом. Мне бы очень хотелось решить транспортный вопрос внутри Садового кольца. На мой взгляд, одна
из главных трагедий Москвы — это утрата Садового кольца как именно садового кольца. Сейчас это просто МКАД в центре города.
Я часто говорю об этом: если бы появилась возможность преобразить что-то масштабное, я бы занялся именно этим. Расчистить структуру центра, сделать его спокойнее
и удобнее для жизни — это огромный потенциал как для туризма, так и для самих москвичей. Город в центре должен замедлиться, обрести больше гедонизма, радости, простоты.
Садовое кольцо могло бы стать уникальным памятником вернакулярного искусства —
когда каждый житель ухаживает
за своим небольшим палисадником, создаёт свой микросад. Это ведь невероятно ценно: когда люди творят сами, когда озеленение
не сводится к стандартным деревьям вдоль магистралей, а становится искусством посадок, ландшафтным высказыванием.
Очень сильный эмоциональный отклик вызывают пространства, в которых сохраняется след прошлого. Общество в этом смысле куда мудрее, чем принято думать. Когда ты на месте бывшей индустриальной функции создаёшь что-то полезное — общественное, социальное, — это вызывает у людей искреннее воодушевление. Это буквально добавляет «плюсики» территории. Мне кажется, если есть шанс реализовать проект без сноса, дать вторую жизнь зданиям, даже если речь всего лишь о каркасе, за это стоит бороться.
Пример — проект в Нижнем Новгороде,
где мы работали с металлическими фермами и дебаркадером. Минимальное вмешательство, но сильный эффект. Повторное использование архитектуры — это, пожалуй, одна из самых ценных практик, которую можно предложить городу и его жителям. Людям это действительно дорого. Это даёт им ощущение преемственности и смысла, возвращает образ «как было», но с новой жизнью.
А с другой стороны, функциональность —
это то, что люди особенно ценят
в архитектуре: удобство, понятность, комфорт, разумность. Все мы хотим, чтобы архитектура вызывала эмоции и давала новый опыт. Поэтому мы всегда находимся на стыке этих двух задач: с одной стороны, мы изучаем культурный код, чтобы встроить в проект элементы идентичности,а с другой — создаём функциональную среду, которая отвечает современным потребностям. В этой парадигме важно, чтобы каждый объект становился своего рода достопримечательностью —
в широком смысле этого слова.
Это и культурный жест, и эмоциональный отклик, и повод прийти, остаться, запомнить. Идентичность, эмоции, функциональность и новый опыт —  вот четыре компонента, которые мы стараемся объединить в каждом нашем проекте.
Балашихинская хлопкопрядильная фабрика, источник: https://clck.ru/3NLeex
ЖК Невский, источник: https://vm.ru/news/849438-byvshie-promzony-ostashkovskoe-shosse-i-grajvoronovo-v-moskve-reorganizuyut?utm_medium=organic
ГЭС-2, источник: https://dzen.ru/a/aDoARuLrFzAIBFPe?utm_medium=organic
один из первых и наиболее влиятельных примеров ревитализации промышленной архитектуры в России. Он расположен на территории бывшего Московского винного завода, построенного в конце XIX века.
Эти краснокирпичные здания, когда-то служившие складам и производству, стали основой современного арт-кластера, который открылся в 2007 году.

Сегодня «Винзавод» — это не просто выставочное пространство, а экосистема современного искусства: здесь работают галереи, студии, образовательные программы, резиденции для художников, а также реализуются проекты в области арт-аналитики и арт-медиа. Пространство активно поддерживает молодых авторов — например, через программу «Старт», которая стала площадкой для первых выставок десятков художников, ныне признанных на международной сцене.
Одна из старейших текстильных фабрик Казани, основанная в XIX веке, обрела вторую жизнь как многофункциональный культурный центр. Сегодня «Фабрика Алафузова» — это место для выставок, концертов, перформансов, образовательных программ
и резиденций. Здесь соседствуют локальные инициативы, художники
и представители малого бизнеса, создавая живое городское сообщество. Атмосфера промышленного наследия бережно сохранена, а здания получили новую архитектурную интерпретацию.
Один из самых известных проектов
в столице — «Хлебозавод №9». Бывшее производственное здание 1930-х годов сегодня превращено в модный кластер
с галереями, кафе, магазинами локальных брендов и пространствами для мероприятий. Проект стал не только примером бережной реставрации и переосмысления авангардной архитектуры, но и одной из самых популярных городских локаций для москвичей и туристов.
Арт-пространство «Свои»
в Краснодаре — яркий пример того,
как индустриальные объекты обретают новую жизнь в качестве культурных центров. Расположенное на территории бывшего Завода Измерительных Приборов (ЗИП), это камерное и уютное место стало площадкой для театральных постановок, концертов, выставок и творческих встреч.
В «Свои» реализуются проекты, связанные с театральным искусством,
а также проводятся мероприятия
для общения творческих людей. Пространство активно поддерживает местных артистов и режиссёров, предоставляя им возможность экспериментировать и развиваться.
В репертуаре театра есть как взрослые, так и детские постановки.
На месте бывшей текстильной фабрики
в Ярославле сегодня работает культурное пространство «Текстиль» — яркий пример региональной трансформации.
Команда проекта верит, что «прошлое может вдохновлять на будущее,
а наследие — становиться основой
для новых идей». Это площадка для выставок, маркетов, городских фестивалей, мастерских
и образовательных инициатив. «Текстиль» становится точкой притяжения для молодёжи, творческих индустрий и предпринимателей, превращая забытое пространство
в центр городской динамики.
Фабрика Алафузова, источник: https://www.drive2.ru/b/504720643321758428
«Хлебозавод №9», источник: https://clck.ru/3NLiEy
Культурное пространство «Текстиль», источник: https://clck.ru/3NLhyV
Арт-пространство «Свои», источник: https://t.me/svoi_art_krd
«Винзавод», источник: https://wi-fi.ru/rss/news/tRmscWsYr1Iz-sobyanin-v-moskve-s-kazhdym-godom-rastet-chislo-kompaniy-kreativnyh-industriy?utm_medium=organic