Такой риск есть. Культура клипов, соцсетей, рилс — всё это работает на быстрое потребление. Но и в прошлом развлечения часто становились культурной классикой.

Главное — не останавливаться на дофаминовом подкреплении, а закладывать глубинные смыслы.
Если мы используем это окно, чтобы вовлечь, и он идёт дальше — тогда технология работает на культуру.
Да, такой риск существует. Особенно в эпоху клипового мышления, соцсетей, Reels и прочего, где ценится сиюминутное впечатление. Но история показывает: многое из того, что начиналось как «зрелище», в итоге становилось частью культурного канона. Главное — помнить, что вау-эффект не должен быть самой целью. Он — вход в глубокий смысл, а не его подмена.
Пока нет. Сегодня ИИ — это инструмент, подбирающий релевантные ответы. Но он уже становится мощным вспомогательным инструментом и может выполнять модераторскую функцию. Возможно, в будущем что-то изменится, но пока — это не полноценный участник, а скорее катализатор.
Да. Мне близка философия Аристотеля — идея меры и динамического баланса. Баланс — это не точка, а вектор. Мы качаемся то в сторону технологий, то смыслов. Главное — держать среднюю линию и чувствовать, когда нужно подправить курс.
Конечно, вдохновляет креатив и признание. Но главное — это идея «влюблять Россию в саму себя». У нас есть прошлое, которым можно гордиться, настоящее, которое можно осмыслить, и будущее, которое можно мечтать. Работа с этим — даёт настоящую долгую мотивацию. Это уже не про лайки и дипломы, а про вклад в формирование сознания.
Центр цифрового искусства Artplay Media, расположенный в креативном кластере Artplay на бывшей промзоне
у Курского вокзала, представляет мультимедийные выставки в формате «оживших полотен». Зритель погружается в цифровой мир классики искусства — Ван Гога, Климта, Босха — через проекции на стены и пол, сопровождаемые звуковыми и голосовыми сопровождениями.
Artplay — это пространство,
где технологии становятся полноценным художественным языком. Вместо привычных картинных рам зрителя окружают огромные мультимедийные панели и проекционные экраны, создающие эффект полного погружения. Здесь полотна Ван Гога оживают
в движении, а звуки, свет и графика превращают посещение выставки
в синестетический опыт.
Источник: https://posta-magazine.ru/article/artplay-japan-art/
Источник: https://puskproject.ru
Источник: https://uralcult.ru/festival-cifrovogo-iskusstva-play-digitalart-otkryl-priem-zayavok-ot-hudozhnikov-i21910
Источник: https://moscow.travel.t2.ru/activity/czentr-sovremennogo-iskusstva-mars
Play DigitalArt — это выставочное пространство, посвящённое цифровому искусству. Здесь проходят мультимедийные инсталляции, VR- и AR-проекты, проекционные шоу
и интерактивные экспозиции. Зрители могут погружаться в трёхмерные миры, взаимодействовать с объектами
с помощью жестов и звуков,
В 2025 году фестиваль Play DigitalArt
с использованием лазерных проекций, видеоарта и цифровых инсталляций заполняет улицы города, превращая общественные пространства
в технологичные.
Фестиваль технологического искусства ПУСК проходит на острове Русский и собирает молодых художников ArtTECH и участников из Выксы. Гости могут увидеть около 20 инсталляций, созданных специально для выбранных локаций острова. Работы объединяют современное искусство и технологии — от интерактивных световых объектов до мультимедийных проекций, органично вписанных в окружающее пространство.
«MARS» — первый в России мультимедийный центр, целиком посвящённый синтезу искусства
и технологий. Его уникальность в том,
что здесь зритель не просто наблюдает,
а становится частью художественного пространства. Каждая выставка
или спектакль — это тщательно выстроенный сценарий, в котором световые проекции, 3D-графика, объёмный звук и интерактивные элементы работают как единый организм. В «MARS» нет привычной дистанции между произведением
и аудиторией: пространство реагирует
на движения, звук и даже настроение зрителя, создавая персональное восприятие. Такой формат делает искусство максимально доступным
и вовлекающим, превращая его
в эмоциональное переживание.
Artplay Media
Play DigitalArt
Фестиваль ПУСК
Центр современного искусства «MARS»
Москва
Москва
Я бы поставил на комбинацию искусственного интеллекта и дополненной/смешанной реальности. Будущее — за персонализированным, интерактивным опытом. Очки или другие гаджеты смогут дополнять реальность информацией,
а AI — подстраивать этот опыт под интересы пользователя. Культура при этом выходит
за пределы зданий: весь город становится пространством взаимодействия со смыслом.
Всё зависит от меры. При умеренном использовании технологии усиливают уникальность города. Если переборщить — можно потерять лицо, как это было в Москве до закона о рекламе, когда всё было завешано баннерами.
Четкой границы нет. Идеальный проект — это тот, где сочетаются и смысл, и устойчивость. Крайности вредны: только коммерция — это масс-маркет без следа, только культура — без ресурса на жизнь.
Они делают их более доступными — в широком смысле. Это и инклюзивность для людей с разными возможностями, и снижение порога входа. Раньше поход в галерею мог казаться чем-то элитарным. Сейчас технологии делают культуру ближе, понятнее. Интерактивность и мультисенсорность позволяют не только увидеть, но и прочувствовать. Мы говорим с аудиторией на её языке.
со-основатель компании "Вижу"
Никита Шевченко
Директор по направлению «Кадры для цифровой экономики», АНО «Цифровая экономика»
Юлия Горячкина
Главный управляющий партнер ВЭБ.РФ по развитию искусственного интеллекта
Александр Павлов
Вадим Вольфсон
основатель Музея Просвещения
СПИКЕРЫ:
Поговорим о роли технологий в формировании новой культурной реальности — как свет, звук и код создают непривычные эстетические коды, переосмысливая наши представления о художественном пространстве. Мы обсудим, как цифровое и традиционное переплетаются в единый опыт, рождая новые форматы творчества и меняя саму природу культурного потребления.
О ЧЕМ ПОГОВОРИМ?